П Р И Н Я Т А

           на районной педагогической конференции

                                                                              15 июня 2006 года

 

 

 

 

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ

СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

АДМИРАЛТЕЙСКОГО РАЙОНА

САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

на 2006 – 2010 гг.

 

 

 

Санкт-Петербург

2006 год

 

 

 

 

 

 

С О Д Е Р Ж А Н И Е

 

 

П А С П О Р Т    П Р О Г Р А М М Ы ……………………………………………….... 4 – 6

 

В В Е Д Е Н И Е ………………………………………………………………………... 7 – 8

 

I          СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ

      РАЙОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ………………………………. 9 – 17

 

II       ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ ……………………………………………….. 17

 

III     СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММЫ …………………………17 – 31

 

3.1   ОБЕСПЕЧЕНИЕ НОВОГО КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ……………………..17 – 20

 

3.2  РАЗВИТИЕ РАЙОННОЙ СИСТЕМЫ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ……………… 20 – 24

 

3.3  ПОВЫШЕНИЕ ПРОДУКТИВНОСТИ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ

       ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛЕЙ

      ОБРАЗОВАНИЯ ………………………………………………………………………… 24 – 27

 

      3.4  ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ

            В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ…………………………………………………………27 – 29

 

     3.5  СОХРАНЕНИЕ И РАЗВИТИЕ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА

            РАЙОННОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ …………………………………………29 – 31

 

IV  МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ……………………………………. 31 – 33

 

      4.1  ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ …………………………………………… 31

 

      4.2  УПРАВЛЕНИЕ ПРОГРАММОЙ …………………………………………………….. 31 – 33

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.  ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ

                                  ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

                                 АДМИРАЛТЕЙСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

                                на 2006 – 2010 гг. …………………………………………………………. 35 – 39

 

 

 

ПАСПОРТ  ПРОГРАММЫ

 

Наименование Программы

Программа развития системы образования Адмиралтейского района Санкт-Петербурга на 2006-2010 годы

Основание разработки Программы (наименование, номер и дата нормативного акта)

Распоряжение Главы Администрации Адмиралтейского района    «О разработке Программы развития системы образования Адмиралтейского района на 2006-2010 гг.»                                      № _89_от «_14_» ___марта___ 2006 г.

Государственный заказчик Программы

Администрация Адмиралтейского района Санкт-Петербурга

Основные разработчики Программы

Районный отдел образования,

Научно-методический центр Адмиралтейского района

Исполнители Программы

Районный отдел образования, образовательные учреждения разных типов и видов, имеющие районное административное подчинение

Участники Программы

Администрация Адмиралтейского района, муниципальные образования,  семьи учащихся (воспитанников) образовательных учреждений района, общественные и коммерческие организации

Цель Программы

Стратегическая цель Программы состоит в обеспечении позитивной динамики развития районной образовательной системы, способной удовлетворять интересы и потребности населения района и обеспечивать поддержку развития системы образования Санкт-Петербурга и России

Задачи Программы

  1. Создание районной образовательной системы, обеспечивающей новое качество общего образования
  2. Формирование системы воспитательной работы с детьми в образовательном пространстве района, способствующей становлению личности, готовой успешно жить в условиях динамично развивающегося мегаполиса
  3. Создание современных механизмов управления образованием, основанных на взаимодействии всех субъектов районной образовательной системы
  4. Совершенствование научно-методического обеспечения процесса модернизации районной системы образования
  5. Создание условий для эффективного использования и развития кадрового потенциала системы образования района.

Ожидаемые

конечные результаты

реализации Программы

1.      Оптимальная сеть образовательных учреждений.

2.      Обновленная структура районной образовательной системы (введение предшкольного образования, профильного обучения, системы сетевого взаимодействия образовательных учреждений).

3.      Образовательные программы, позволяющие удовлетворять интересы и потребности населения.

4.      Образовательный процесс, осуществляемый на основе новых технологий обучения, оценки качества образования, взаимодействия субъектов образовательной системы.

5.      Районная система мониторинга качества образования.

6.      Система комплексного (научно-методического) сопровождения развития районной образовательной системы.

7.      Функционирование районной системы воспитания детей, опирающейся на взаимодействие воспитательных систем образовательных учреждений, отражающая специфику демографических, экономических, социо-культурных условий района и города.

8.      Воспитательный процесс в учреждениях образования, основанный на современных подходах к содержанию и технологиям воспитательной деятельности.

9.      Новые направления опытно-экспериментальной работы образовательных учреждений, творческих групп, отдельных педагогов в области воспитания детей.

10.  Система управления воспитательным процессом в районе, действующая на основе партнерства разных социальных и государственных институтов воспитания.

11.  Эффективно действующая система научно-методического сопровождения работы педагогов-воспитателей и воспитательных служб района.

12.  Информационный банк данных инновационной педагогической (индивидуальной и коллективной) деятельности.

13.  Высокий уровень профессиональной компетентности методистов, позволяющий  успешно решать  задачи современного образования.

14.  Эффективная деятельность районной научно-методической службы на основе обновления содержания и форм оказания поддержки районной образовательной системе.

15.  Позитивное влияние площадок инновационной педагогической деятельности на развитие образовательных учреждений, районной системы образования в целом.

16.  Система взаимодействия образовательных учреждений района с высшей школой и научными учреждениями, обеспечивающая рост эффективности функционирования образовательной системы района.

17.  Эффективно действующие структуры управления образовательных учреждений и районной системы образования.

18.  Высокая профессиональная компетентность управленческих кадров образовательных учреждений.

19.  Открытая и демократическая  система управления учреждениями образования.

20.  Обеспеченность образовательных учреждений квалифицированными педагогическими кадрами

21.  Создание информационного банка педагогических кадров

22.  Создание оптимальных условий для трудовой деятельности педагогических работников

23.  Система поддержки молодых специалистов, способствующая их стабильной и эффективной работе

24.  Система совершенствования профессионального мастерства педагогических кадров, способных работать в развивающемся образовательном пространстве

25.  Современные механизмы стимулирования педагогической деятельности, социальной поддержки педагогов.

 

Сроки и этапы реализации Программы

 

Период действия Программы: 2006-2010 годы.

Первый этап – 2006-2007 годы. На этот период предусмотрено:

- создание информационных банков данных по обозначенным в Программе областям районной образовательной системы;

-   разработка целевых программ (подпрограмм) и начало их реализации;

-   создание моделей (механизмов) развития образования по отдельным направлениям и их апробация;

-   начало преобразований и экспериментов в рамках поставленных в Программе проблем.

Второй этап – 2008-2009 годы. На данном этапе приоритет отдается мероприятиям, обеспечивающим условия для реализации эффективных моделей, разработанных на первом этапе, а именно:

-   изучение опыта и результативности внедрения инноваций в образовательный процесс;

-   целевая подготовка педагогических и управленческих кадров для реализации апробированных успешных моделей (механизмов) развития образования;

-   информационное и материально-техническое обеспечение процесса модернизации районной образовательной системы

Третий этап – 2010 год. В этот период реализуются мероприятия, направленные в основном на:

-   внедрение и распространение результатов, полученных на предыдущих этапах;

-   мониторинг состояния районной системы образования и определение путей ее дальнейшего развития.

 

Организация контроля за реализацией  Программы

Общий контроль выполнения программных мероприятий осуществляет Администрация Адмиралтейского района;

непосредственный контроль за реализацией Программы выполняет Районный отдел образования

В В Е Д Е Н И Е

 

 

          Нормативно-правовой основой Программы развития системы образования Адмиралтейского района Санкт-Петербурга на 2006-2010 годы является:

-     Федеральный закон РФ "Об образовании"

-     Постановление Правительства Российской Федерации от 04.10.2000 № 751 "О национальной доктрине образования в Российской Федерации"

-     Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 г. № 1756-р «О Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года»

-     Постановление Правительства Российской Федерации от 16.02.2001 № 119 "Об организации эксперимента по введению единого государственного экзамена"

-     Приказ Министерства образования Российской Федерации от 18.07.2002 № 2783 "Об утверждении Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования"

-     Постановление Правительства Российской Федерации от 09.06.2003 № 334 "О проведении эксперимента по введению профильного обучения учащихся в общеобразовательных учреждениях, реализующих программы среднего (полного) общего образования"

-     Постановление Правительства РФ от 23.12.2005 № 803 «О Федеральной целевой программе развития образования на 2006-2010 годы»

-     Приоритетный национальный проект «Образование»

-     Закон Санкт-Петербурга от 24.06.2004 № 356-52 "О целевой программе Санкт-Петербурга "Педагогические кадры системы образования Санкт-Петербурга" на 2005-2006 годы"

-     Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 13.07.2004 № 1272 "Об итогах 2003/2004 учебного года и подготовке образовательных учреждений к работе в новых финансовых и экономических условиях"

-     Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 22.03.2005 года № 343 "О Концепции развития системы образования Санкт-Петербурга  "Петербургская школа 2005-2010 гг."

-     Постановление Губернатора Санкт-Петербурга от 27.12.2005 «О Сетевом плане по реализации приоритетного национального проекта «Образование» в сфере образования в Санкт-Петербурге»

-     другие действующие нормативные правовые акты.

          Необходимость разработки Программы вызвана изменениями в российском образовании и актуальными потребностями развития района. Программа намечает этап модернизации системы образования Адмиралтейского района, продолжающий курс реформирования 2001-2005 годов.

          Общей целью образования является подготовка человека развитого, компетентного, способного социально и профессионально адаптироваться в быстро меняющемся мире и стремящегося жить в соответствии с социально значимыми ценностными ориентирами.

          В основе Программы заложены концептуальные принципы развития образования, обеспечивающие единство образовательного пространства района, устойчивое развитие самой системы образования и превращение ее в ключевой фактор социально-экономического и культурного развития района и города:

-     Принцип целостности означает единую стратегию развития образования, его скоординированный, системный характер;

-     Принцип партнерства предполагает определение круга социальных партнеров в образовании и консолидацию их усилий;

-     Принцип саморазвития определяет приоритетность внутренних источников развития системы образования, интенсификацию развития, способность адаптироваться к изменениям среды.

          Успешное развитие районной образовательной системы, на что нацелена данная Программа, требует выполнения необходимых условий:

-     на уровне районной администрации – признание определяющей роли образования в социально-экономическом развитии района, что должно выразиться, в частности, в создании механизма сопровождения и координации Программы, создании условий для инвестиций в образование;

-     на уровне педагогического сообщества района – восприятие Программы не как внешнего нормативного акта, предложенного для исполнения, но проекта, глубоко затрагивающего интересы каждого работника образовательной сферы;

-     на уровне социальных партнеров образовательных учреждений – активное, неформальное содействие работе коллективов образовательных учреждений по обновлению образования.

           В результате реализации Программы районная образовательная система должна стать более открытой, подготовленной к саморазвитию, способной в существенно большей степени удовлетворять потребности личности и социума.

          Структура Программы включает в себя, помимо введения, ряд взаимосвязанных компонентов:

-     раздел «Современное состояние районной образовательной системы», в котором охарактеризованы факторы, обусловливающие необходимость и возможность дальнейшего реформирования системы;

-     раздел «Цели и задачи Программы»;

-     раздел «Стратегические направления Программы», содержащий обоснование направлений реализации Программы, перечень основных мер по каждому направлению, ожидаемые результаты и показатели оценивания результативности;

-     раздел «Механизм реализации Программы», где обозначены этапы исполнения Программы, а также система управления процессом ее реализации.

К Программе приложен перечень «Основных мероприятий по реализации Программы развития системы образования Адмиралтейского района на 2006-2010 гг.».

          Модель программно-целевого управления предполагает оценку ресурсов системы (экономических, информационных, кадровых и др.) и планирование на основе этой оценки их эффективного использования.

 

I.  СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ РАЙОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

 

          Образовательная система Адмиралтейского района Санкт-Петербурга представляет собой:

-        совокупность образовательных программ общего образования, а также дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов,

-         сеть взаимодействующих между собой образовательных учреждений разного типа и вида,

-        районную систему управления образованием.

          На протяжении 2001 – 2005 годов районная образовательная система находилась в состоянии адаптации к быстро происходящим переменам, связанным с формирующейся государственной политикой в сфере образования. Основные усилия учреждений были направлены на реализацию ключевых положений «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года», раскрытых в ряде государственных документов 2002-2004 гг. и получивших свою конкретизацию в цикле программ Санкт-Петербурга (например, «Петербургская школа-2004», «Дети-сироты», «Дети-инвалиды», «Профилактика правонарушений несовершеннолетних и молодежи» и др.). 

          Приоритетными задачами для районной системы образования были:

-     совершенствование содержания образования, создание условий по обеспечению нового качества образования;

-     усиление воспитательного потенциала образования;

-     обеспечение сохранности здоровья детей;

-     укрепление и развитие материальной базы ОУ;

-     совершенствование механизма управления образовательной системой района.

          Тенденции демографического и социально-экономического развития района, расположенного в центральной части Санкт-Петербурга (сокращение жилого фонда и убывание населения при территориальном расширении сферы предпринимательства, городских и районных инфраструктур),  обострили проблему формирования и сохранения контингента учащихся и воспитанников учреждений образования. Принятые в этот период меры по совершенствованию районной сети образовательных учреждений с учетом демографической ситуации, потребностей населения в образовательных услугах позволили обеспечить условия для эффективного использования экономических, кадровых и других ресурсов сферы образования района. Динамика общих изменений в сети образовательных учреждений района за последние три года представлена ниже.

          Дальнейшая оптимизация районной образовательной сети должна быть направлена на удовлетворение потребностей населения в общем образовании повышенного уровня (в т.ч. углубленном и профильном изучении предметов), а также в образовании, обеспечивающем социальную адаптацию детей и учитывающем их особенности здоровья и развития. Это требует серьезной предварительной работы, в первую очередь, экономического обоснования и социальной экспертизы проектируемых мер.

 

 

                                                                                                                                Таблица 1

Сеть общеобразовательных учреждений района

(2003/2004 – 2005/2006 учебные года)

Тип и вид

образовательного учреждения

Количество образовательных учреждений

на 01.09.2003

на 01.09.2004

на 01.09.2005

Государственное дошкольное образовательное учреждение

69

68

68

Детский сад

37

43

43

Детский сад общеразвивающего вида

15

8

8

Детский сад компенсирующего вида

15

15

15

Детский сад комбинированного вида

2

2

2

Государственное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста

1

1

1

Начальная школа-детский сад

1

1

1

Государственное общеобразовательное учреждение

31

30

29

Начальная общеобразовательная школа

1

1

1

Средняя общеобразовательная школа

20

19

18

Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов

7

7

6

Гимназия

2

2

3

Лицей

1

1

1

Государственное вечернее (сменное) общеобразовательное учреждение

1

1

1

Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа

1

1

1

Государственное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с отклонениями  в развитии:

5

5

5

Специальная (коррекционная) начальная школа-детский сад,

в том числе:

 

 

 

V вида

1

1

1

VI вида

1

1

1

VII вида

1

1

1

VIII вида

1

1

1

Специальная (коррекционная) школа-интернат:

 

 

 

V вида

1

1

1

Государственное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

1

1

1

Детский дом - профилакторий

1

1

1

Государственное образовательное учреждение дополнительного образования детей

10

10

8

Дом творчества

4

4

4

Межшкольный учебный комбинат

2

2

1

Спортивная школа

3

3

2

Государственное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции – ЦППРК)

1

1

1

Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов (Научно-методический центр – НМЦ)

1

1

1

ВСЕГО

119

117

114

          За прошедшее пятилетие проводилось укрепление и развитие материальной и учебно-методической базы районной образовательной системы. В ходе реализации ряда городских и районных целевых программ произведены ремонтные и реставрационные работы в зданиях и на территориях 51 дошкольного учреждения, всех школ и трех учреждений дополнительного образования, заменена значительная часть инженерных сетей, в 20 учреждениях установлена автоматическая пожарная сигнализация, все учреждения образования оборудованы системами экстренного оповещения (в т.ч. «тревожными» кнопками). Произведен ремонт пищеблоков в 8 школах, осуществляется поставка технологического оборудования и мебели для столовых всех школ и дошкольных учреждений, начата реализация адресной программы оснащения школьных медицинских кабинетов в соответствии с новыми санитарными нормами. Таким образом, в районе в целом созданы необходимые условия для безопасного и комфортного пребывания детей в учреждениях образования.

          Значительно обновлена учебная база учреждений: отремонтированы спортивные площадки и залы 25 общеобразовательных учреждений, введено в эксплуатацию 6 кабинетов физики и 11 лекционных кабинетов, систематически закупаются учебно-наглядные пособия и технические средства обучения (в том числе мультимедийные комплексы). Все школы имеют компьютерные классы (всего в районе – 44 класса), выход в сеть Интернет, систему электронного документооборота. В 10 школах установлена автоматизированная информационная аналитическая система «Аверс: Директор». Однако процесс оснащения образовательных учреждений современными техническими средствами и учебно-методическими пособиями идет медленно и отстает от возрастающих потребностей системы образования. Дальнейшее совершенствование учебной и материально-технической баз отрасли должно осуществляться на основе перспективного планирования.

          За истекшее пятилетие в районной образовательной системе были созданы определенные условия для повышения качества общего образования.

          Учреждения образования района приняли активное участие в проведении государственных экспериментов по обновлению содержания и структуры образования. Спектр учебных дисциплин, изучаемых школьниками на углубленном уровне, составляют: предметы физико-математической, социо-гуманитарной, естественно-научной и художественно-эстетической направленности, иностранный язык, информатика и др. Ряд предметов стал изучаться на более раннем этапе школьного образования (английский язык – в начальных классах, обществознание – с 5 класса, информатика – с 8 класса). С 2004/2005 учебного года во всех общеобразовательных учреждениях района введена предпрофильная подготовка учащихся 9-х классов, учителями школ ведется апробация элективных курсов. Новой формой внешней оценки качества образования стал с 2004 года единый государственный экзамен. В районе развивается система альтернативных форм получения образования: наблюдается рост численности обучающихся на дому (в 2002/2003 учебном году – 193 чел., в 2003/2004 – 204 чел., в 2004/2005 – 230 чел.), в 2006 году в форме экстерната получили основное или полное общее образование 319 человек.

          Вместе с тем в области обновления содержания и структуры общего образования, нерешенными остаются следующие проблемы:

-        сохраняется слабая преемственность образовательных программ разных ступеней обучения детей;

-        не разработаны модели сетевого взаимодействия образовательных учреждений разного типа и вида в реализации профильного обучения;

-        медленно идет освоение и внедрение в образовательный процесс инновационных педагогических технологий;

-        не созданы механизмы дистанционного обучения;

-        загруженность школьников аудиторными занятиями остается высокой, что  ограничивает их возможности в сфере дополнительного образования.

          Одним из приоритетных направлений развития образовательной системы района являлось совершенствование воспитательной работы с детьми. Данная проблема решалась через реализацию комплекса целевых программ:

-     воспитание гражданственности и патриотизма у подрастающего поколения;

-     развитие физической культуры и формирование здорового образа жизни;

-     организация досуга детей;

-     участие в тематических мероприятиях (празднование 300-летия Санкт-Петербурга, 60-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. и др.);

-     «Воспитание петербуржца ХХI века»;

-     развитие ученического самоуправления и др.

Богатый воспитывающий потенциал района, обусловленный многообразием расположенных на его территории объектов социально-культурного назначения, позволяет значительно активизировать эту деятельность. Многолетний опыт работы учреждений дополнительного образования детей (Дома детского творчества «У Вознесенского моста» и «Измайловский», спортивные школы, Межшкольный учебный комбинат и др.) востребован педагогами при организации внеклассной жизни учащихся, населением – для всестороннего развития личности юных жителей города.

          Вместе с тем в области воспитания детей сохраняются проблемы, требующие скорейшего решения. Это, прежде всего, отсутствие скоординированных действий разных социальных служб района (в том числе и образования), занимающихся вопросами воспитания подрастающего поколения. Также необходимо разработать единую (в масштабах района) идейно-концептуальную основу этой работы. Созданию в районе воспитывающей среды должен способствовать диалог воспитательных систем образовательных учреждений. Следует активнее привлекать, поддерживать участие в воспитании детей их семьи, представителей общественных организаций, деловых кругов района. Такое конструктивное сотрудничество образовательных учреждений и общественности должно стать основой не только формирования общечеловеческих ценностей у подрастающего поколения, но и способом, обеспечивающим участие образования в строительстве гражданского общества. Отдельным ориентиром должно стать формирование общегражданской целостности российского общества, основанной на межконфессиональном, межэтническом и межнациональном взаимодействии, толерантности граждан России. В целом, проблемы воспитания детей должны решаться на путях модернизации сферы образования.   

          К числу важнейших задач развития системы образования относится ее обеспеченность высококвалифицированными кадрами педагогов, готовых эффективно  работать в условиях модернизации этой сферы. За истекшее пятилетие эта проблема в районе решалась неоднозначно. Положительным явилось то, что образовательные учреждения в целом не испытывали острого кадрового голода, и уровень квалификации педагогических работников непрерывно повышался (это, в частности, подтверждают результаты аттестации и районных конкурсов педагогического мастерства, предусматривающих индивидуальное и коллективное участие). Вместе с тем, итоги участия педагогов в городских конкурсах педагогических достижений нельзя признать высокими.

 

 

                                                                                                                                Таблица 2

Итоги аттестации педагогических работников

(2002/2003 – 2005/2006 учебные года)

 

Период

Тип образовательного учреждения

Число педагогических работников, имеющих

первую категорию

высшую категорию

на апрель 2003

дошкольные

56

21

общеобразовательные

106

207

дополнительного образования

11

25

на апрель 2004

дошкольные

46

25

общеобразовательные

131

196

дополнительного образования

25

27

на апрель 2005

дошкольные

74

34

общеобразовательные

90

229

дополнительного образования

25

50

на апрель 2006

дошкольные

69

44

общеобразовательные

85

237

дополнительного образования

19

46

Всего (на апрель 2006)

721

1255

 

                                                                                                                                Таблица 3

Итоги конкурсов педагогического мастерства

 

Период

Районный конкурс

Городской конкурс

Число участников

Число победителей и лауреатов

Число участников

Число победителей

 и лауреатов

2001/2002

86

75

2

-

2002/2003

54

51

2

-

2003/2004

89

69

2

1

2004/2005

91

80

2

-

2005/2006

117

88

2

1

 

          Важным показателем уровня профессионального мастерства педагогических работников являются достижения их учеников. Значительно число выпускников общеобразовательных учреждений, получивших медали. Результаты предметных олимпиад и творческих конкурсов школьников, промежуточной и итоговой аттестации выпускников школ также свидетельствуют о стабильной положительной динамике работы педагогов района.

                                                                                                                                Таблица 4

Учебные достижения учащихся

 общеобразовательных учреждений района

 

Период

Число выпускников, получивших медали

Итоги ЕГЭ

(русский язык),

% от общего числа выпускников

Число участников

(из них победителей и призеров) предметных олимпиад

районного уровня

городского уровня

серебро

золото

«5»

«4»

«3»

«2»

 

2003/2004

68

19

13,68

47,37

37,67

1,28

3995 (750)

120 (33)

 

2004/2005

77

32

14,85

44,25

39

1,8

4300 (790)

127 (26)

 

2005/2006

59

39

17,97

44,93

34,5

2,6

4400 (454)

98 (37)

 

 

 

 

          Важным фактором обеспечения качественного образования детей служит система совершенствования профессионального мастерства педагогических работников, основным элементом которой является районная научно-методическая служба. В рамках образовательных программ повышения квалификации специалистов, реализуемых районным Научно-методическим центром во взаимодействии с городскими учреждениями педагогической науки и высшей школы, педагогическим работникам предлагается широкий перечень учебных курсов.

                                                                                                                                Таблица 5

Динамика охвата курсовой подготовкой педагогов района

 

период

Общее количество

образовательных программ, реализуемых на базе НМЦ

Общее число педагогов, обучившихся

по программам повышения квалификации в НМЦ

2003/2004

10

227

2004/2005

18

359

2005/2006

28

469

 

          Условия современного этапа реформирования системы образования вызывают  необходимость разработать и реализовать комплекс мер, направленных на повышение продуктивности научно-методической деятельности по обеспечению достижения целей образования.            

          Достижение нового качества образования возможно, прежде всего, на основе широкой инновационной деятельности педагогического сообщества района. Во многих образовательных учреждениях начата разработка перспективных программ развития, созданы творческие объединения педагогов-исследователей. Педагогические работники – активные участники районных и городских научно-методических семинаров и конференций по актуальным проблемам современного образования. Есть позитивный опыт взаимодействия учителей и школьников в исследовании аспектов изучаемых дисциплин на научном уровне. Образовательные учреждения активно вовлечены в опытно-экспериментальную работу, связанную с апробацией идей модернизации образования, таких как предпрофильное и профильное обучение, компетентностный подход в образовании, актуальные проблемы воспитания детей и др. Действенную помощь образовательным учреждениям оказывает в этом районный Научно-методический центр. В районе сложилась система экспертизы хода и результатов экспериментальных инициатив, в которой участвуют представители педагогической науки и высшей школы города. Многолетний успешный опыт инновационной деятельности позволил ряду образовательных учреждений района обрести статус: экспериментальной площадки федерального уровня (ОУ № 280), городской экспериментальной площадки (ОУ №№ 2, 280, 616, ДДТ «У Вознесенского моста»), школы-лаборатории городского уровня           (ОУ № 564).

                                                                                                                                Таблица 6

Участие образовательных учреждений района в инновационной работе

 

Период

Количество образовательных учреждений,

имеющих статус инновационной площадки

Всего учреждений, ведущих

 ОЭР

районного уровня

городского уровня

федерального уровня

2002/2003

14

4

1

14

2003/2004

16

4

1

16

2004/2005

17

4

1

17

2005/2006

18

2

-

18

 

 

 

Однако, наряду с позитивными результатами инновационной педагогической деятельности, следует обозначить ее «узкие» места:

-        медленно идет работа образовательных учреждений по проектированию собственного развития;

-        значительная часть педагогического сообщества слабо мотивирована на ведение инновационной деятельности;

-        количество инновационных площадок городского уровня, явно ниже потенциала образовательных учреждений района;

-        творческие объединения учителей (а также школьников), ведущих научные исследования в предметных областях, малочисленны, их работа не носит системного характера.

          Обеспечение нового качества образования в условиях модернизации невозможно без дальнейшего внедрения и эффективного использования в образовательном процессе и управлении образования новых информационных технологий. Создание в сентябре 2004 года структурного подразделения НМЦ по информатизации образования (СПИО) позволяет решать следующие проблемы:

-        повышение информационной компетентности педагогических работников;

-        внедрение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательный процесс;

-        становление единого информационного образовательного пространства района (этому, в частности, служит сайт «Образование в Адмиралтейском районе», а также сайты  23 образовательных учреждений района).

          Однако данные мониторинга 2005 года свидетельствуют о том, что из числа педагогических работников, обучившихся на курсах ИКТ, только 43% систематически применяют эти технологии в образовательном процессе, 42% применяют от случая к случаю, а 15% не применяют. Причинами этого являются недостаточная техническая оснащенность классов, слабая внутренняя мотивация у преподавателей-предметников и психологические барьеры, мешающие эффективно осваивать и внедрять ИКТ в образовательный процесс.

          За последние годы претерпела изменения также организационная структура районного управления образованием. В настоящий момент она является линейно-функциональной и состоит из аппарата государственного управления, служб сопровождения и органов общественного управления. Непосредственное руководство системой образования осуществляет отдел образования Администрации района. Функции сопровождения образования выполняют Научно-методический центр, Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции. С целью коллективного обсуждения и решения проблем развития районной системы образования, при Администрации действует Коллегия, координационные советы по определенным направлениям воспитательной работы с детьми и молодежью. Однако отсутствие или недостаток служб сопровождения (в первую очередь, диагностического) не позволяет осуществлять полноценное оперативное и стратегическое управление отраслью. Деятельность органов общественного управления образованием, существующих в образовательных учреждениях, должна иметь свое организационно-функциональное завершение на районном уровне. В целом, перспективы развития системы управления образованием связаны со становлением механизмов общественно-государственного управления в этой сфере.

          Фактором эффективного функционирования и развития образовательных учреждений является уровень профессиональной компетентности руководителей. Имеющиеся на сегодняшний день данные позволяют определить эти ресурсы как высокие.

 

 

 

                                                                                                                                Таблица 7

Профессиональный уровень

 руководителей образовательных учреждений

 

Период

Число руководителей общеобразовательных учреждений, имеющих

Число руководителей, получивших подготовку по курсам

первую

квалификационную

категорию

высшую

квалификационную

категорию

«Менеджмент в образовании»

«Деятельность руководителя ОУ

 в условиях финансово-хозяйственной самостоятельности»

на апрель 2003

37

34

13

-

на апрель 2004

33

54

13

-

на апрель 2005

51

56

24

59

на апрель 2006

77

45

-

93

Всего

(на апрель 2006)

145

198

50

152

 

          Проблемами в области управления районной системой образования являются:

-        создание условий для получения руководителями учреждений образования знаний по экономико-правовым аспектам управления образованием;

-        повышение эффективности работы с резервом руководителей;

-        активизация работы по формированию механизмов общественно-государственного управления образованием, что в основном объясняется слабой готовностью (как психологической, так и теоретико-методической) субъектов образования к осуществлению партнерских отношений.

          Важным направлением деятельности районной образовательной системы в предшествующий период было укрепление педагогических кадров, привлечению молодых специалистов к работе в учреждениях образования. В рамках районной и городской целевых программ осуществляется комплекс мероприятий, направленных на создание благоприятных условий труда, эффективное использование потенциала опытных и поддержку начинающих педагогов.             

                                                                                                                                Таблица 8

Динамика пополнения образовательных учреждений района

молодыми специалистами

 

 

2003

2004

2005

Число прибывших молодых специалистов

20

37

51

Число молодых специалистов, оставшихся работать в районной системе образования

10

26

36

 

          Основными проблемами в области укрепления педагогических кадров являются:

-        нестабильность кадров молодых специалистов;

-        низкая мотивация молодых педагогов к повышению профессиональной компетентности;

-        нерешенность социально-бытовых вопросов работников сферы образования.

В числе перспективных направлений развития районной системы образования важно предусмотреть меры по сохранению и развитию ее кадрового потенциала. 

         

 

 

 

          Таким образом, анализ современного состояния районной системы образования позволяет выделить положительные внутренние факторы ее развития и планировать дальнейшие изменения на среднесрочную перспективу. Перспективы развития системы образования района на новом этапе модернизации отрасли отражены в следующих разделах Программы.

 

 

II.  ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

 

          Цель Программы – обеспечить позитивную динамику развития районной образовательной системы, способной удовлетворять интересы и потребности населения района и обеспечивать поддержку развития системы образования Санкт-Петербурга и России.

          Задачи Программы:

  1. Создание районной образовательной системы, обеспечивающей новое качество общего образования
  2. Формирование системы воспитательной работы с детьми в образовательном пространстве района, способствующей становлению личности, готовой успешно жить в условиях динамично развивающегося мегаполиса
  3. Создание современных механизмов управления образованием, основанных на взаимодействии всех субъектов районной образовательной системы
  4. Совершенствование научно-методического обеспечения процесса модернизации районной системы образования
  5. Создание условий для эффективного использования и развития кадрового потенциала системы образования района.

 

 

III.  СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММЫ

 

          Анализ результатов развития районной образовательной системы за 2001-2005 года, достижений и нерешенных проблем, современной ситуации и имеющихся ресурсов обусловили выбор следующих приоритетов развития районной образовательной системы как стратегических направлений реализации Программы развития на 2006-2010 годы:

 

1.      Обеспечение нового качества образования

2.      Развитие районной системы воспитания детей

3.      Повышение продуктивности научно-методической деятельности по обеспечению        

      достижения целей образования

4.      Повышение эффективности управления в системе образования

5.      Сохранение и развитие кадрового потенциала районной системы образования

 

1.  ОБЕСПЕЧЕНИЕ НОВОГО КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

 

          Удовлетворение потребностей граждан, общества и государства в качественном образовании является основной стратегической целью современного этапа реформирования системы образования России. Достижение обозначенной цели возможно путем комплексного обновления всех элементов системы, прежде всего, структуры и содержания образования, технологий этого процесса. Одним из условий обеспечения нового качества образования является использование современных эффективных форм контроля качества образования.

 

 

1.1  Модернизация структуры образования в масштабах

районной образовательной системы

вызывает необходимость:

 

-     осуществлять дальнейшую оптимизацию сети образовательных учреждений района (создание образовательных комплексов, изменение профиля, открытие образовательных учреждений, помогающих решать социальные проблемы общества), обеспечивать ее эффективное функционирование и развитие;

-     организовать систему образования детей старшего дошкольного возраста с целью обеспечения равных стартовых возможностей для последующего обучения в начальной школе;

-     обеспечить введение предпрофильной подготовки и профильного обучения в системе общего образования;

-     разработать и внедрить модели (механизмы) сетевого взаимодействия образовательных учреждений, реализующих программы профильного обучения;

-     создать районную систему дополнительных образовательных услуг на основе сетевого взаимодействия учреждений образования разных типов и видов.

 

1.2  Обновление содержания образования, реализуемого в образовательных учреждениях разного типа и вида

предполагает:

 

-     внедрение новых государственных образовательных стандартов общего образования на основе компетентностного подхода;

-     реализацию учащимися старших классов индивидуальных учебных планов в рамках профильного обучения;

-     оптимизацию нагрузки учащихся общеобразовательных учреждений и расширение возможностей дополнительного образования детей;

-     внедрение в образовательный процесс электронных учебно-методических комплексов;

-     обновление учебно-методической базы регионального и школьного компонентов образовательных программ общего образования;

-     открытие программ предшкольного образования для детей старшего дошкольного возраста;

-     обновление программ в сети учреждений дополнительного образования детей;

-     открытие программ в соответствии с запросами рынка труда, а также ориентированных на решение социальных проблем района.

 

1.3    Внедрение новых педагогических технологий и принципов

организации образовательного процесса

связано с:

 

-     освоением современных образовательных технологий;

-     использованием форм нелинейного образовательного процесса в образовательных программах профильного обучения;

-     использованием адекватных форм и технологий организации образовательного процесса в предшкольном образовании;

-     внедрением современных форм и механизмов оценки качества образовательного процесса;

-     использованием инновационных форм работы со способной и талантливой молодежью (развитие олимпиадного и конкурсного движения школьников, формирование системы работы с одаренными детьми, использование механизма грантов в рамках Приоритетного национального проекта "Образование" и др.);

-     совершенствованием процесса внедрения информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс путем:

а/ создания единой информационной среды, обеспечивающей взаимодействие субъектов сферы образования,

б/ внедрения информационных и мультимедийных технологий в образовательный процесс,

в/ обеспечения образовательного процесса необходимыми программными продуктами;

г/ подключения образовательных учреждений к сети Интернет по выделенным каналам и  увеличения времени работы в сети,

д/ улучшения информационно-библиотечного обслуживания на основе внедрения новых технологий;

-     внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс.

 

1.4  Совершенствование форм и механизмов обеспечения качества образования,

а именно:

 

-     создание, постоянное обновление и пополнение информационного банка данных о состоянии районной системы образования;

-     освоение современных форм оценки качества учебных достижений школьников;

-     совершенствование процедуры аттестации педагогических и руководящих работников;

-     повышение качества подготовки образовательных учреждений к аттестации;

-     использование механизмов оценки результатов образовательного процесса в районе в рамках Приоритетного национального проекта "Образование";

-     создание системы комплексного (научно-методического) руководства развитием образовательных учреждений как в рамках учреждений, так и в масштабах районной образовательной системы;

-     развитие практики проведения общественно-профессиональной экспертизы опытно-экспериментальной работы образовательных учреждений района;

-     разработка системы внешней оценки деятельности образовательных учреждений с привлечением представителей общественных и предпринимательских кругов района; 

-     разработка и осуществление районной целевой программы мониторинга качества образования.

 

1.5  Ожидаемые результаты

 

1.      Оптимальная сеть образовательных учреждений.

2.      Обновленная структура районной образовательной системы (введение предшкольного образования, профильного обучения, системы сетевого взаимодействия образовательных учреждений).

3.      Образовательные программы, позволяющие удовлетворять интересы и потребности населения.

4.      Образовательный процесс, осуществляемый на основе новых технологий обучения, оценки качества образования, взаимодействия субъектов образовательной системы.

5.      Районная система мониторинга качества образования.

6.      Система комплексного (научно-методического) сопровождения развития районной образовательной системы.

 

 

 

 

1.6  Показатели оценивания результативности

 

-     наполняемость классов (групп) в образовательных учреждениях разного типа и вида, соответствующая нормам и обеспечивающая экономическую эффективность работы учреждений;

-     число (доля) обучающихся, не освоивших общеобразовательные программы соответствующих видов и уровней, отчисленных из образовательных учреждений до получения основного или среднего образования в отношении к общему количеству обучающихся;

-     наличие моделей предшкольной подготовки детей старшего дошкольного возраста;

-     охват школьников профильным обучением;

-     наличие моделей сетевого взаимодействия образовательных учреждений разного типа и вида;

-     охват детей программами дополнительного образования в соответствии с интересами и возможностями детей, удовлетворяющими потребности населения района в образовательных услугах;

-     число (доля) педагогических работников, прошедших повышение квалификации по проблемам организации образовательного процесса в контексте идей модернизации образования;

-     эффективность новых технологий обучения, внедренных в образовательный процесс (в масштабах учреждений и района);

-     наличие районной системы мониторинга качества образования,  количественные и качественные показатели ее функционирования;

-     наличие системы (моделей) комплексного (научно-методического) сопровождения развития районной образовательной системы, динамика количественных и качественных показателей этой работы (по данным мониторинга);

-     наличие единой информационной среды, обеспечивающей взаимодействие субъектов сферы образования.

 

 

2.  РАЗВИТИЕ РАЙОННОЙ СИСТЕМЫ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ

 

          Воспитание является органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития, и призвано содействовать успешной социализации подрастающего поколения и, в конечном итоге, становлению общества с высоким уровнем жизни, гражданско-правовой, профессиональной и бытовой культурой его членов. В рамках образовательной системы района воспитательный процесс осуществляется в основном в образовательных учреждениях разного типа и вида и протекает при участии других субъектов воспитания, в частности, семей учащихся, государственных и общественных организаций.

          Совершенствование районной системы воспитания детей предполагается проводить по следующим основным направлениям:

1.      Обновление содержания и технологий воспитательной деятельности в образовательных учреждениях

2.      Совершенствование управления районной системой воспитания детей

3.      Обеспечение эффективности научно-методического сопровождения воспитательного процесса в районной образовательной системе.

 

 

 

 

 

2.1  Обновление содержания и технологий воспитательной деятельности

в образовательных учреждениях

 

          Содержание и технологии воспитательной деятельности образовательных учреждений должны отвечать вызовам настоящего времени, учитывать отечественные традиции и современный позитивный опыт, базовые подходы городского педагогического сообщества к воспитательной деятельности в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга, обеспечивать эффективное взаимодействие образовательных учреждений для дальнейшего развития всей системы воспитания детей в районе.

В этих целях необходимо:

-     сконцентрировать усилия коллективов образовательных учреждений на основных направлениях федеральной и региональной детско-юношеской воспитательной политики, таких как:

а/ патриотическое воспитание детей,

б/ гражданско-правовое образование и профилактика правонарушений среди учащихся и воспитанников,

в/ укрепление толерантности и способности полноценно жить в условиях поликультурного пространства,

г/ формирование приверженности детей здоровому образу жизни,

д/ развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся,

е/ подготовка выпускников общеобразовательных учреждений к профессиональному самоопределению и успешной трудовой деятельности;

-     создание и реализация районной Концепции воспитания детей, в числе приоритетных целей которой – духовное развитие личности на основе широкого использования культурно-исторического потенциала Санкт-Петербурга;

-     на уровне района осуществлять воспитательный процесс в направлении:

а/ развития сетевого взаимодействия образовательных учреждений разных типов и видов, диалога воспитательных систем образовательных учреждений,

б/ реализации районных целевых программ в области воспитания детей,

в/ поддержки детско-юношеских объединений,

г/ включения учащихся в социально значимую деятельность, развития социальной инициативы и поддержки достижений юных петербуржцев,

д/ изучения опыта инновационной деятельности коллективов ОУ, отдельных педагогов и внедрения эффективных моделей воспитательной работы в практику;

-     на уровне образовательного учреждения осуществлять воспитательную работу с детьми на основе:

а/ программы этой деятельности, отражающей тенденции развития воспитательной системы в учреждении, районе, городе,

б/ активизации опытно-экспериментальной работы,

в/ расширения взаимодействия учреждения с государственными и общественными организациями района и города,

г/ вовлечения в воспитательную работу семей обучающихся,

д/ активизации совместной с муниципальными образованиями района деятельности по воспитанию детей по месту жительства;

-     развивать институт классного руководства (воспитателя дошкольного образовательного учреждения) посредством:

а/ поиска и внедрения разных форм подготовки классных руководителей и воспитателей к решению современных профессиональных задач педагога-воспитателя,

б/ активизации инновационной деятельности в области работы классного руководителя и воспитателя,

в/ конкурсного движения классных руководителей и воспитателей, в том числе в рамках Приоритетного национального проекта «Образование», городских и районных конкурсов педагогического мастерства;

-     совершенствовать практику воспитательной работы с детьми в системе служб и учреждений дополнительного образования детей, а именно:

а/ вести поиск эффективных форм работы учреждений дополнительного образования для индивидуального творческого развития детей,

б/ оптимизировать систему внеклассных мероприятий на базе образовательных учреждений этого типа,

в/ использовать эффективные формы организации содержательного досуга детей на базе учреждений дополнительного образования на основе договоров с общеобразовательными учреждениями;

-     развивать систему учреждений дополнительного образования как ресурсных центров воспитательной работы с детьми посредством:

а/ совершенствования информационно-методической поддержки воспитательной работы служб и учреждений дополнительного образования детей,

б/ активизации на базе этих учреждений опытно-экспериментальной и инновационной работы педагогов и воспитателей,

в/ укрепления материально-технической базы и кадрового потенциала учреждений дополнительного образования,

г/ использования ресурсов этих учреждений в конкурсном движении педагогов и воспитателей,

д/ расширения практики методического консультирования классных руководителей (воспитателей) на базе учреждений этого типа и др.;

-     совершенствовать работу служб психолого-педагогического сопровождения обучающихся.

 

2.2  Совершенствование управления районной системой воспитания детей

 

          К числу важнейших условий повышения эффективности воспитательного процесса  относится налаживание партнерства разных социальных и государственных институтов воспитания, преодоление разобщенности действий служб и ведомств, связанных с воспитанием детей. Для достижения этого в районной системе воспитания детей предполагается:

-     создать механизм, обеспечивающий взаимодействие и координацию работы образовательных учреждений разных типов и видов, а также согласование деятельности учреждений образования и районных административных служб по вопросам  воспитания детей;

-     сформировать и постоянно обновлять районную базу нормативных документов и информационно-справочных материалов по проблемам воспитания детей;

-     осуществлять подготовку кадров руководителей образовательных учреждений для управления воспитательным процессом в условиях модернизации образования;

-     обеспечить условия для повышения социального статуса воспитания в обществе посредством:

а/ укрепления воспитательных служб в системе управления учреждениями образования,

б/ материального и морального стимулирования деятельности педагогических работников, занимающихся воспитательной работой с детьми,

в/ учета итогов и достижений воспитательной работы при аттестации педагогических работников и учреждений, подведении итогов конкурсов педагогических достижений,

г/ поддержки профессиональных объединений (объединений по интересам) педагогических работников.

2.3  Обеспечение эффективности научно-методического сопровождения

воспитательного процесса

 

          Ключевым моментом совершенствования воспитательной деятельности является обеспечение готовности специалистов системы образования к решению современных задач воспитания подрастающего поколения, что возможно, в первую очередь, через укрепление всестороннего сотрудничества ученых, методистов и практиков. В этих целях в масштабах  районной образовательной системы предусматривается:  

-     обеспечение научно-методической поддержки районной Концепции воспитания детей, воспитательных систем образовательных учреждений, целевых программ воспитательной работы в районе;

-     модернизация научно-методического обеспечения районной системы воспитания детей, предполагающая:

а/ мониторинг состояния районной системы воспитания детей и ее ресурсной обеспеченности,

б/ изучение образовательных потребностей педагогических работников в области воспитания детей и разработка учебных курсов в системе повышения квалификации, удовлетворяющих эти запросы,

в/ формирование и постоянное пополнение базы учебно-научно-методических материалов по вопросам воспитания детей,

г/ научно-методическое обеспечение опытно-экспериментальной и инновационной деятельности в области воспитания детей, осуществляемой педагогами и воспитательными службами образовательных учреждений,

д/ обобщение и распространение передового опыта воспитательной работы педагогов и коллективов учреждений образования,

е/ внедрение в практику образовательных учреждений результатов фундаментальных исследований и прикладных разработок в области воспитания.

 

2.4   Ожидаемые результаты

 

1.      Функционирование районной системы воспитания детей, опирающейся на взаимодействие воспитательных систем образовательных учреждений и отражающей специфику демографических, экономических, социо-культурных условий района и города.

2.      Воспитательный процесс в учреждениях образования, основанный на современных подходах к содержанию и технологиям воспитательной деятельности.

3.      Новые направления опытно-экспериментальной работы образовательных учреждений, творческих групп, отдельных педагогов в области воспитания детей.

4.      Система управления воспитательным процессом в районе, действующая на основе партнерства разных социальных и государственных институтов воспитания.

5.      Эффективно действующая система научно-методического сопровождения работы педагогов-воспитателей и воспитательных служб района.

 

2.5   Показатели оценивания результативности

 

-     динамика количественных и качественных показателей функционирования  воспитательных систем в образовательных учреждениях (по данным мониторинга и опросов родительской общественности);

-     число (доля) педагогов (воспитателей) учреждений образования, вовлеченных в инновационную работу в области воспитания детей;

-     число (доля) педагогов (классных руководителей, воспитателей), принявших участие (ставших победителями и лауреатами) в конкурсах педагогического мастерства;

-     динамика правонарушений учащихся (воспитанников) района;

-     наличие договоров о сотрудничестве образовательных учреждений и социальных и государственных институтов воспитания детей и положительного опыта этого сотрудничества;

-     динамика отзывов педагогов-воспитателей и воспитательных служб учреждений образования об эффективности научно-методического сопровождения этой работы.

 

 

3. ПОВЫШЕНИЕ ПРОДУКТИВНОСТИ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛЕЙ ОБРАЗОВАНИЯ

 

           Модернизация российской системы образования выдвинула научно-методическую работу на позиции приоритетного направления реформы. Научно-методическую деятельность в системе образования рассматривают как целостную, основанную на достижениях науки и передовом педагогическом опыте, систему мер и действий, направленных на всестороннее развитие профессиональной компетентности и творческого потенциала педагога и, в конечном итоге, на повышение качества и эффективности учебно-воспитательного процесса, на рост уровня образованности, воспитанности и развития обучающихся.

          Повышение продуктивности научно-методической деятельности по обеспечению достижения целей образования в рамках районной образовательной системы предполагает:

  1. Совершенствование работы районной научно-методической службы
  2. Развитие инновационной педагогической деятельности
  3. Обеспечение интеграции науки и образования в целях развития системы образования района.

 

3.1  Совершенствование работы районной научно-методической службы

 

          Районная научно-методическая служба представляет собой систему институциональных (районный Научно-методический центр, методические объединения учителей-предметников, методические кабинеты образовательных учреждений) и организационных (курсы повышения квалификации, информационно-консультационная работа, массовые мероприятия соответствующей тематики и др.) мер по оказанию поддержки районной образовательной системе в соответствии с задачами и направлениями своей деятельности.

          Совершенствование работы научно-методической службы района предполагает:

-     повышение профессиональной компетентности методистов посредством:

а/ систематического обучения методистов образовательных учреждений по программам, отражающим современные проблемы развития общего образования и направленным на опережающую их подготовку,

б/ участия методистов в семинарах, конференциях и др. мероприятиях, организуемых научными учреждениями, вузами Санкт-Петербурга,

в/ обеспечения мотивации методистов к самообразованию путем совершенствования системы аттестации, вовлечения в конкурсное движение и пр.;

-     обновление содержания и форм работы в системе повышения уровня профессионального мастерства педагогических работников, а именно:

а/ формирование и реализацию образовательных программ повышения квалификации, обеспечивающих фундаментальность, универсальность, вариативность, преемственность и практическую направленность подготовки педагогов и руководителей учреждений образования,

б/ внедрение новых технологий в систему развития профессионального мастерства педагогов, таких как дистанционное обучение, тьюторское сопровождение, педагогическое проектирование и пр.;

-     повышение эффективности работы НМЦ посредством:

а/ разработки и внедрения моделей сервисных услуг (предметно-методический, мониторинговый, маркетинговый, консалтинговый и др. виды сервиса), оказываемых НМЦ образовательным учреждениям района,

б/ организации научно-исследовательской и экспериментальной деятельности НМЦ на основе целевой программы развития НМЦ на 2005 – 2008 гг. и аналогичных документов,

в/ развития взаимодействия НМЦ с учреждениями городской системы непрерывного педагогического образования;

-     обновление форм и содержания работы районных методических объединений учителей-предметников и методических кабинетов образовательных учреждений:

а/ вовлечение в научно-методическую деятельность опытных высоко-квалифицированных учителей, учителей-исследователей, учителей-победителей конкурса «Лучшие учителя» в рамках Приоритетного национального проекта «Образование», победителей и призеров городского и районного  конкурсов педагогического мастерства,

б/ широкое привлечение методистов к работе на актуальных направлениях развития системы образования, таких как введение профильного обучения, опытно-экспериментальная работа в образовательных учреждениях, развитие конкурсного движения педагогических работников и др.;

-     совершенствование механизмов мониторинга и оценки в рамках районной научно-методической службы:

а/ создание оптимальной сети экспертных советов (комиссий),

б/ систематическое обучение членов районных экспертных советов (комиссий),

в/ разработка и введение системы общественно-профессиональной оценки продуктивности работы районной научно-методической службы,

г/ проведение мониторинговых исследований с целью определения путей дальнейшего развития научно-методической службы.

 

3.2  Развитие инновационной педагогической деятельности

 

          Особым объектом внимания и поддержки со стороны государства является  инновационная деятельность педагогов-новаторов и образовательных учреждений – «опорных площадок процесса модернизации образования». Расширение базы экспериментальной деятельности в сфере образования, использование инновационного потенциала образовательных учреждений–ресурсных центров также является приоритетным направлением развития образовательной системы Санкт-Петербурга.

          Развитие в районе инновационной педагогической (как индивидуальной, так и коллективной) деятельности предполагает:

-     активизацию исследовательской и опытно-экспериментальной работы в образовательных учреждениях, прежде всего в рамках реализации перспективных программ развития учреждений;

-     развитие образовательных учреждений – инновационных площадок:

а/ создание оптимальной системы образовательных учреждений – ресурсных центров,  экспериментальных площадок, лабораторий разного уровня,

б/ разработку и внедрение моделей сетевого взаимодействия районных инновационных площадок и образовательных учреждений разных типов и видов;

-     совершенствование информационно-методического сопровождения инновационной деятельности:

а/ создание информационного банка инновационной педагогической (индивидуальной и коллективной) практики,

б/ создание комплекса учебно-научно-методических материалов по вопросам инновационной педагогической работы,

в/ мониторинг состояния инновационной образовательной среды,

г/ изучение и внедрение в практику результатов инновационной деятельности педагогов и коллективов.

 

3.3 Обеспечение интеграции науки и образования в целях развития

районной системы образования

 

          Важным условием превращения современного образования в движущую силу экономического роста является его неразрывная, органическая связь с наукой. Повышение эффективности научно-методической деятельности в рамках районной образовательной системы предполагает интеграцию науки и образования. В этих целях необходимо:

-     способствовать приобщению педагогов к научно-исследовательской деятельности в системе педагогического образования как в рамках проведения собственных научных изысканий, так и в результате участия в научных проектах и программах разного уровня;

-     создавать условия для сотрудничества образовательных учреждений района с научными учреждениями, отдельными учеными по вопросам:

а/ реализации совместных научно-исследовательских и научно-методических проектов,

б/ внедрения положительных результатов фундаментальных и прикладных исследований в учебно-воспитательный процесс;

-        развивать взаимодействие районной научно-методической службы и ведущих городских учреждений высшего и дополнительного профессионального образования педагогов;

-     расширять сотрудничество деятелей образования и науки с районной образовательной системой в форме:

а/ участия представителей высшей и научной школы в разработке перспективных и целевых программ развития районной образовательной системы,

б/ участия научных работников в формировании районной системы мониторинга качества образования, обеспечение ее научного сопровождения,

в/ участия представителей учреждений высшего и дополнительного профессионального образования педагогов в экспертизе:  

     -      опытно-экспериментальной работы образовательных учреждений,

     - учебно-научно-методических материалов, представляемых педагогами и образовательными учреждениями района на городские конкурсы педагогического мастерства (в том числе проводимых в рамках Приоритетного национального проекта "Образование").

 

3.4  Ожидаемые результаты

 

1.      Информационный банк инновационной педагогической (индивидуальной и коллективной) деятельности.

2.      Высокий уровень профессиональной компетентности методистов, позволяющий успешно решать задачи современного образования.

3.      Эффективная деятельность районной научно-методической службы на основе обновления содержания и форм оказания поддержки районной образовательной системе.

4.      Позитивное влияние центров инновационной педагогической деятельности на развитие образовательных учреждений, районной системы образования в целом.

5.      Система взаимодействия образовательных учреждений района с высшей школой и научными учреждениями, обеспечивающая рост эффективности функционирования образовательной системы района.

 

3.5  Показатели оценивания результативности

 

-     динамика количественных и качественных показателей работы научно-методической службы района (по данным мониторинга);

-     число (доля) методистов, повысивших свою профессиональную квалификацию (обучившихся на курсах повышения квалификации, получивших более высокую квалификационную категорию по должности «методист»);

-     наличие моделей сервисных услуг, оказываемых НМЦ образовательным учреждениям района;

-     число (доля) педагогических работников-победителей конкурсов профессионального мастерства, привлеченных к методической работе;

-     оценка результатов работы научно-методической службы района, данная педагогическими и руководящими работниками учреждений образования, представителями общественности;

-     количество образовательных учреждений – инновационных площадок; количество учреждений, находящихся в сетевом взаимодействии с ними;

-     число (доля) педагогических работников, ведущих научно-исследовательскую работу;

-     наличие системы (моделей) взаимодействия учреждений образования района с высшей школой, научными учреждениями города; количество образовательных учреждений, имеющих договора о сотрудничестве с учреждениями городской системы непрерывного профессионального образования.

 

 

4. ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ

В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ

 

          Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года предусматривает совершенствование управления в системе образования на основе распределения ответственности между субъектами образовательной политики. Это означает активное вовлечение в образовательную политику всех граждан России, семей обучаемых, федеральных и региональных институтов государственной власти, органов местного самоуправления, педагогического сообщества, научных, культурных, коммерческих и общественных институтов.

          Приоритетные направления модернизации районной системы управления образованием на ближайшую перспективу включают:

1.      Построение современной модели управления развитием образовательной системы

2.      Осуществление мер по повышению профессиональной компетентности административного персонала образовательных учреждений

3.      Совершенствование механизмов коллективного обсуждения проблем образования, гласности и прозрачности принятия управленческих решений.

 

4.1  Построение современной модели управления развитием образовательной системы на основе:

 

-     внедрения государственно-общественных форм управления образовательными учреждениями;

-     внедрения государственной и районной систем оценки качества образования;

-     совершенствования системы руководства образовательным учреждением путем обеспечения комплексного (научно-методического) управления развитием учреждения;

-     внедрения нормативно-правовой базы для обеспечения договорных отношений в сфере образования;

-     широкого использования моделей сетевого взаимодействия образовательных учреждений района;

-     эффективного использования информационно-коммуникационных технологий в рамках единого образовательного пространства;

-     перехода на новые экономические механизмы в сфере образования.

 

4.2 Осуществление мер по повышению профессиональной компетентности административного персонала образовательных учреждений,

а именно:

 

-     реализация образовательных программ для руководящих работников, отражающих актуальные проблемы современного этапа реформы образования;

-     повышение мотивации к самообразованию руководителей школ, участвующих в конкурсе общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы в рамках Приоритетного национального проекта «Образование».

 

4.3 Совершенствование механизмов коллективного обсуждения проблем образования, гласности и прозрачности принятия управленческих решений, посредством:

 

-     проведения районных педагогических конференций и совещаний;

-     организации деятельности районных коллегиальных органов для обсуждения и решения проблем в сфере образования (Координационного совета по реализации Программы развития районной образовательной системы, Совета руководителей образовательных учреждений и пр.);

-     размещения и своевременного обновления информации по вопросам управления образованием на Интернет-портале «Образование в Адмиралтейском районе» и сайтах образовательных учреждений;

-     работы интерактивного форума на Интернет-портале «Образование в Адмиралтейском районе»;

-     практики согласования разрабатываемых административных решений по вопросам образования с заинтересованными общественными и предпринимательскими организациями.

 

4.4 Создание и внедрение моделей (механизмов)

государственно-общественного управления образованием:

 

-     на уровне образовательных учреждений:

а/ создание попечительских и управляющих советов, советов учреждений и пр.,

б/ привлечение общественности к оценке деятельности педагогов и образовательных учреждений, участвующих в конкурсах в рамках Приоритетного национального проекта «Образование»,

в/ выявление мнения родительской общественности при решении наиболее важных вопросов деятельности образовательного учреждения; 

 

  

-     на уровне районной образовательной системы:

а/ создание информационного банка существующих форм и механизмов государственно-общественного управления в образовательных учреждениях,

б/ изучение опыта работы органов государственно-общественного управления в учреждениях образования и содействие внедрению наиболее эффективных моделей этой деятельности в практику других образовательных учреждений,

в/ разработка стратегии по привлечению общественных и предпринимательских кругов населения к участию в решении проблем образования на принципах социального партнерства,

г/ введение в состав районных структур системы управления образованием представителей общественных и предпринимательских кругов населения,

д/ выявление общественного мнения при принятии решений по наиболее важным проблемам  развития образовательной системы,

е/ внедрение практики согласования разрабатываемых решений по вопросам образования с соответствующими общественными и коммерческими организациями.

 

4.5  Ожидаемые результаты

 

  1. Эффективно действующие структуры управления образовательных учреждений и районной системы образования.
  2. Высокая профессиональная компетентность управленческих кадров образовательных учреждений.
  3. Открытая и демократическая  система управления учреждениями образования.

 

4.6  Показатели оценивания результативности

 

-     динамика количественных и качественных показателей функционирования структуры управления учреждениями образования (по данным мониторинга);

-     оценка эффективности районных моделей (механизмов) управления в области образования со стороны педагогических и административных работников учреждений образования, родителей, представителей государственных и общественных организаций;

-     число (доля) руководителей образовательных учреждений, повысивших свою профессиональную квалификацию (обучившихся на курсах повышения квалификации, получивших более высокую квалификационную категорию по должности «руководитель»);

-     наличие моделей (механизмов) государственно-общественного управления на уровнях образовательных учреждений и района;

-     динамика количественных и качественных показателей работы системы информирования субъектов образования, населения о состоянии сферы образования в районе (по данным мониторинга).

 

 

5.  СОХРАНЕНИЕ И РАЗВИТИЕ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА

РАЙОННОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

 

          Одним из приоритетных направлений реформирования образования является обеспечение образовательных учреждений подготовленными в соответствии с потребностями времени педагогическими кадрами. Кадровая политика, осуществляемая в районной образовательной системе, нацелена на  создание оптимальных условий труда, обеспечение возможностей для совершенствования профессионального мастерства, оказание материальной и моральной поддержки работникам сферы образования.

5.1  Основные задачи кадровой политики:

 

-     осуществление мониторинга кадрового обеспечения районной образовательной системы;

-     создание базы данных педагогических кадров образовательных учреждений разных типов и видов;

-     совершенствование механизмов материального и морального стимулирования педагогической деятельности инновационного характера, прежде всего в рамках Приоритетного национального проекта "Образование", конкурсов педагогического мастерства и др.;

-     организация систематической работы по изучению и распространению успешных образцов высокоэффективной педагогической практики;

-     разработка и реализация адресной системы мер по социальной поддержке педагогов;

-     совершенствование содержания и форм дополнительного образования педагогов в направлении:

а/ разработки учебных курсов в рамках программ повышения квалификации, помогающих учителю подготовиться к труду в условиях современного состояния образования,

б/ оказания сервисных услуг, нацеленных на более полное удовлетворение индивидуальных профессиональных запросов педагогов (в том числе дистанционное обучение),

в/ внедрения в систему дополнительного образования педагогов современных, в том числе информационно-коммуникационных технологий,

г/ внедрения учебных программ подготовки руководителей учреждений образования в экономической, юридической, психологической, коммуникативной областях;

-     разработка и внедрение районной модели университетских округов как ресурса кадрового обеспечения образования, прежде всего при переходе на профильное обучение школьников;

-     активизация работы с молодыми педагогами:

а/ деятельность районного "Клуба молодых педагогов",

б/ развитие системы наставничества, "мастер-классов" и пр.,

в/ реализация мер материального стимулирования труда молодых учителей,

г/ содействие осуществлению программы "Педагогические кадры системы образования Санкт-Петербурга на 2005-2006 годы» и аналогичных городских перспективных проектов;

-     совершенствование системы работы с резервом руководителей образовательных учреждений.

 

5.2  Ожидаемые результаты

 

1.      Обеспеченность образовательных учреждений квалифицированными педагогическими кадрами

2.      Создание информационного банка педагогических кадров

3.      Создание оптимальных условий для трудовой деятельности педагогических работников

4.      Система поддержки молодых специалистов, способствующая их стабильной и эффективной работе

5.      Система совершенствования профессионального мастерства педагогических кадров, способных работать в развивающемся образовательном пространстве

6.      Современные механизмы стимулирования педагогической деятельности, социальной поддержки педагогов.

 

5.3  Показатели оценивания результативности

 

-     степень обеспеченности образовательных учреждений кадрами специалистов;

-     динамика количественных и качественных показателей работы районной системы повышения квалификации педагогов (по данным мониторинга);

-     число (доля) педагогических работников образовательных учреждений, привлеченных к работе с молодыми педагогами (наставничество, «мастер-класс» и др.);

-     число (доля) молодых педагогических работников учреждений образования, участвующих в работе педагогических объединений, в мероприятиях научно-методического характера,  конкурсном движении педагогов и пр.;

-     наличие районной системы (механизмов) стимулирования и социальной поддержки педагогических работников.

 

 

IV. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

 

1. ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

 

          Программа развития районной образовательной системы должна быть реализована в три этапа:

Первый этап – 2006-2007 годы. На этот период предусмотрено:

-     создание информационных банков данных по обозначенным в Программе областям системы образования;

-     разработка районных целевых программ и начало их реализации;

-     создание моделей (механизмов) развития образования по отдельным направлениям и их апробация;

-     начало преобразований и экспериментов в рамках обозначенных в Программе проблем.

Второй этап – 2008-2009 годы. На данном этапе приоритет отдается мероприятиям, обеспечивающим создание условий для реализации эффективных моделей, разработанных в рамках первого этапа, а именно:

-     изучение опыта и результативности внедрения инноваций в образовательный процесс;

-     целевая подготовка педагогических и управленческих кадров для реализации апробированных успешных моделей (механизмов) развития образования;

-     информационное и материально-техническое обеспечение процесса модернизации районной системы образования.

Третий этап – 2010 год. В этот период реализуются мероприятия, направленные в основном на:

-     внедрение и распространение результатов, полученных на предыдущих этапах;

-     мониторинг состояния районной образовательной системы и определение путей ее дальнейшего развития.

 

2. УПРАВЛЕНИЕ ПРОГРАММОЙ

 

          Программа развития районной системы образования является управленческим документом, который обеспечивает субъектов системы образования знанием о стратегических и тактических задачах её развития, механизмах их решения, последовательности действий и ожидаемых результатах.

          Для решения поставленных задач, обеспечения координации деятельности всех субъектов образовательной системы района, осуществления постоянного целенаправленного мониторинга хода и промежуточных результатов, внесения необходимых коррективов в Программу, необходимо определить логику и структуру управления Программой.

          Выполнение мероприятий Программы осуществляется на основе действующих и дополнительно разрабатываемых нормативно-правовых актов.

          Организационно-правовые статусы субъектов реализации Программы определяются как «заказчик», «исполнитель» и «участник».

          Заказчиком данной Программы является Администрация Адмиралтейского района города Санкт-Петербурга, которая в части исполнения Программы:

-     осуществляет общий контроль выполнения Программы;

-     разрабатывает в пределах своих полномочий нормативные правовые акты, необходимые для реализации Программы;

-     осуществляет ресурсное обеспечение программных мероприятий;

-     контролирует исполнение бюджета Программы, вносит необходимые коррективы, направленные на эффективное и рациональное использование средств районного бюджета и средств внебюджетных источников;

-     организует выполнение мероприятий Программы в части, относящейся к компетенции Администрации района;

-     создает координационные, экспертно-консультационные и другие органы, привлекает к  работе по реализации Программы представителей муниципальных органов, общественных и коммерческих организаций района и т.д.;

-     организует и участвует в экспертизе результатов выполнения программных мероприятий;

-     дает общую оценку результативности и эффективности реализации Программы.

          Основным исполнителем Программы является районный отдел образования, который:

-     организует работу по выполнению мероприятий Программы;

-     обеспечивает общую координацию деятельности субъектов реализации Программы, в том числе посредством работы Координационного совета по реализации Программы;

-     проводит экспертизу предлагаемых решений с привлечением представителей субъектов реализации Программы, иных заинтересованных организаций;

-     дает рекомендации по концептуальным вопросам реализации Программы;

-     обеспечивает научно-методическое сопровождение программных мероприятий, для чего привлекает сотрудников НМЦ, научно-методических и специализированных служб образовательных учреждений, специалистов в областях образования, науки и культуры;

-     осуществляет контроль реализации мероприятий, предусмотренных Программой;

-     обеспечивает регулярное информирование субъектов образовательной системы, государственных, общественных и коммерческих организаций, населения района о ходе и результатах выполнения Программы.

          Исполнителями Программы являются образовательные учреждения разных типов и видов, имеющие районное административное подчинение. Функции учреждений в рамках реализации данной Программы:

-     организация работы коллектива по выполнению предусмотренных Программой мероприятий;

-     обеспечение участия представителей учреждения в органах, создаваемых в районе для координации деятельности субъектов реализации Программы;

-     участие в профессиональной экспертизе решений, вырабатываемых в рамках Программы;

-     осуществление систематического информирования о ходе и результатах реализации Программы работников учреждения, учащихся и их семей, представителей общественных организаций, сотрудничающих с учреждением.

          В реализации Программы принимают участие муниципальные органы, общественные и коммерческие организации, семьи учащихся (воспитанников) образовательных учреждений района. Являясь социальными партнерами районной образовательной системы, названные субъекты:

-     оказывают учреждениям образования, органам управления образованием содействие в решении предусмотренных Программой задач;

-     участвуют в работе координационных органов;

-     осуществляют общественную экспертизу результатов программных мероприятий;

-     содействуют информированию по данному вопросу населения района, заинтересованных лиц и организаций Санкт-Петербурга.

 

 

                                                                                                                       ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

ОСНОВНЫЕ  МЕРОПРИЯТИЯ

ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ

РАЙОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

на 2006 – 2010 гг

 

п/п

Мероприятия

 

Сроки

 

Исполнители

I

 

Обеспечение нового качества образования

 

1

Оптимизация сети образовательных учреждений района

2006-2010

Администрация,

Отдел образования

2

Организация системы образования детей старшего дошкольного возраста

2007-2008

Отдел образования

3

Введение предпрофильной подготовки и профильного обучения в системе общего образования

2006-2010

Отдел образования,

образовательные учреждения

4

Разработка

и внедрение моделей (механизмов) сетевого взаимодействия образовательных учреждений, реализующих программы   профильного обучения

2007,

 

2007-2010

Отдел образования,

Научно-методический центр

5

Внедрение новых государственных образовательных стандартов общего образования

2006-2008

Отдел образования

6

Создание районной системы дополнительных образовательных услуг на основе сетевого взаимодействия учреждений образования разных типов и видов

2006-2008

Отдел образования

7

Совершенствование дополнительного образования детей на базе образовательных учреждений

2007-2008

Образовательные учреждения

8

Внедрение в образовательный процесс электронных учебно-методических комплексов

2007-2010

Научно-методический центр

9

Обновление учебно-методической базы регионального и школьного компонентов образовательных программ общего образования

2006-2010

Научно-методический центр

10

Открытие программ в соответствии    с запросами рынка труда, а также ориентированных на решение социальных проблем района

2007-2008

Администрация,

Отдел образования,

Научно-методический центр

11

Совершенствование работы  с одаренными детьми

2006-2007

Отдел образования,

Научно-методический центр, образовательные учреждения

12

Проведение предметных олимпиад и конкурсов школьников, а также конкурсов среди воспитанников учреждений дошкольного и дополнительного образования

2006-2010

Отдел образования,

Научно-методический центр, образовательные учреждения

13

Создание системы комплексного (научно-методического) руководства развитием образовательных учреждений как в рамках учреждений, так и в масштабах районной образовательной системы

2007-2009

Отдел образования,

Научно-методический центр, образовательные учреждения

14

Создание единой информационной среды, обеспечивающей взаимодействие субъектов системы образования

2007-2009

Отдел образования,

Научно-методический центр

15

Внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс

2006-2010

Отдел образования, образовательные учреждения

16

Разработка

и внедрение системы внешней оценки деятельности образовательных учреждений с привлечением представителей общественных и предпринимательских кругов района

2007,

 

 

 2007-2009

Администрация,

Отдел образования

17

Разработка

и осуществление районной целевой программы мониторинга качества образования

2007,

 

2007-2010

Отдел образования,

Научно-методический центр

 

II

 

Развитие районной системы воспитания детей

 

1

Разработка

и осуществление районной Концепции воспитания детей

2006/07 уч.год,

2007-2010

Отдел образования,

Научно-методический центр, образовательные учреждения

2

Участие в реализации федеральных и региональных программ воспитания детей

2006-2010

Отдел образования,

Научно-методический центр, образовательные учреждения

3

Создание воспитательных систем в образовательных учреждениях

2007-2010

Образовательные учреждения

4

Организация опытно-экспериментальной работы по воспитанию детей, внедрение ее позитивных результатов в практику

2006-2010

Научно-методический центр, образовательные учреждения

5

Проведение районных конференций, семинаров и пр.с целью осуществле-ния диалога воспитательных систем образовательных учреждений

2007-2010

Отдел образования, образовательные учреждения

6

Создание

и деятельность профессиональных объединений (объединений по интересам)  классных руководителей (воспитателей)

2007,

 

2007-2010

Отдел образования,

образовательные учреждения

7

Формирование

и постоянное обновление районной базы нормативных документов и информационно-справочных материалов по проблемам воспитания детей

2007,

 

 

2007-2010

Отдел образования,

Научно-методический центр

8

Модернизация научно-методического обеспечения районной системы воспитания детей

2006-2010

Научно-методический центр, образовательные учреждения

9

Участие педагогов, ведущих воспитательную работу с детьми, в смотрах и конкурсах педагогического мастерства

2006-2010

Отдел образования,

Научно-методический центр, образовательные учреждения

III

 

Повышение продуктивности научно-методической деятельности

по обеспечению достижения целей образования

 

1

Создание

и использование информационной базы инновационной педагогической (индивидуальной и коллективной) практики

2006/07 уч.год

 

2006-2010

Научно-методический центр, образовательные учреждения

2

Подготовка методистов района к работе на приоритетных направлениях современного этапа реформы

2006-2010

Научно-методический центр

3

Внедрение в практику НМЦ современных форм и принципов методической работы

2007- 2010

Научно-методический центр

4

Обновление форм и содержания работы районных методических объединений учителей-предметников и методических кабинетов учреждений образования в направлении достижения наибольшей эффективности этой деятельности

2007-2008

Научно-методический центр

5

Разработка и внедрение моделей сетевого взаимодействия районных инновационных площадок и образовательных учреждений разного типа и вида

2007,

 

 

2007- 2008

Отдел образования,

Научно-методический центр

6

Организация научно-исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности в рамках районной образовательной системы

 

2006-2008

Научно-методический центр

7

Организация и проведение районных научно-методических конференций, семинаров и пр.

 

2006-2010

Научно-методический центр

8

Обновление моделей (механизмов) сетевого взаимодействия органов научно-методической службы района с учреждениями городской системы непрерывного педагогического образования

 

2007-2008

 

Научно-методический центр

9

Проведение ежегодной общественно-профессиональной экспертизы опытно-экспериментальной работы образовательных учреждений района

 

2006-2010

Научно-методический центр, образовательные учреждения

IV

 

Повышение эффективности управления

в системе образования

 

1

Создание районных коллегиальных органов для обсуждения и решения проблем в сфере образования (Координационного совета по реализации Программы развития районной образовательной системы, Совета руководителей образовательных учреждений и пр.)

2006,

 

2006-2010

Администрация,

Отдел образования

2

Создание

и использование информационной базы существующих форм и механизмов государственно-общественного управления в образовательных учреждениях  района и города

2006/07 уч.год,

 

 

2006-2010

Отдел образования,

Научно-методический центр

 

Внедрение государственной и районной систем оценки качества образования

2007- 2010

Отдел образования

3

Внедрение нормативно-правовой базы для обеспечения договорных отношений в сфере образования

2006-2008

Отдел образования

4

Переход на новые экономические механизмы в сфере образования

2006/07 уч.год

Отдел образования

5

Размещение и своевременное обновление информации по вопросам управления образованием на Интернет-портале «Образование в Адмиралтейском районе» и сайтах образовательных учреждений

 

2006-2010

Отдел образования,

Научно-методический центр, образовательные учреждения

V

 

Сохранение и развитие кадрового потенциала

районной системы образования

 

1

Создание

и использование базы данных педагогических кадров учреждений образования разного типа и вида

 

2006/07 уч.год, 2006-2010

Отдел образования,

Научно-методический центр

2

Создание

и использование районной базы данных актуального педагогического опыта

2006/07 уч.год,

2006-2010

Научно-методический центр

3

Разработка

и реализация адресной системы мер по социальной поддержке педагогов

2007,

2007-2008

Администрация,

Отдел образования,

Комитет профсоюза

4

Деятельность районного "Клуба молодых педагогов"

2006-2010

Научно-методический центр

5

Подготовка резерва руководителей образовательных учреждений

2006- 2010

Образовательные учреждения,

Научно-методический центр